Леонид райхельгауз

Математическая тревожность

Серия авторских статей по преодолению ребенком математической тревожности.

Математическая тревожность – главный фактор негативного отношения к математике.

Математическая тревожность – главный фактор негативного отношения к математике.

Только не математика?! Ты тоже так думаешь?
Боишься идти на экзамен и на отрез не хочешь поступать на математический факультет?
Думаешь, что это не для тебя, и ты ничего в этом не понимаешь?! Спешу тебя обрадовать, причина может быть вовсе не в тебе, а в математической тревожности.☝

Что это такое? Садись поудобнее, я сейчас тебе всё объясню!

Понятие «математической тревожности» появилось в США в конце XX века и понимать его следует, как ряд негативных чувств, которые возникли у тебя при выполнении каких-либо математических действий.

Например, тебе нравилась математика в школе и всё было бы хорошо, но не успев достаточно разобраться в материале ты писал контрольную, за которую получал оценку явно ниже твоих реальных знаний. Или ты прекрасно всё решал в школьной тетради, а при выходе к доске мог растеряться и ничего не решать. А добрая Марь Иванна, то и дело вызывала тебя.

Подставь сюда любую другую школьную историю, где при решении математических задач или при взаимодействии с этой наукой ты испытывал напряжение, опасение и страх!

Математическая тревожность – привет!

И, поверь, учитель точно не хотел навредить тебе, просто один за одним негативный опыт укрепляет в психике человека устойчивую нейронную связь – ❌«Это опасно!»❌«Математику лучше избегать!»❌

А с математикой это может случиться с большей вероятностью, чем с любыми другими предметами.

Учёными доказано,☝ что математическая тревожность не зависит от твоей общей успеваемости, а связана исключительно с вычислительными действиями, в которых когда-то был приобретен негативный опыт!

Но есть и хорошая новость! Этот механизм работает и в обратном направлении!

Просто тебе нужен проводник, который поможет приобрести всё тот же математический, но уже положительный опыт. Благодаря которому шаг за шагом ты убедишься сам, что математика – это удивительное приключение!
И я с удовольствием помогу тебе в этом путешествии.

Причины математической тревожности.

Давайте ещё раз проясним причины феномена математической тревожности.

В практике любого школьного учителя математики наверняка встречались ученики, у которых любая перспектива заниматься математикой вызывает тревогу и даже страх.

Мой опыт работы в вузе показывает, что студенты гуманитарных направлений склонны избегать любых соприкосновений с решением математических задач.
Исследователи же отмечают, как для многих детей негативное отношение к математике начинается ещё в дошкольном возрасте, а с началом школьного обучения, математическая тревожность только усиливается.
При обучении младших школьников математике внимание учителя, зачастую, смещается от развития математического мышления детей к получению правильного ответа! ✔️ И вроде бы всё логично, скажите вы, но меняется принципиально важный угол зрения на воспитание ребёнка младшего школьного возраста! ☝️ Мы теряем индивидуальность, не видим особенности данного конкретного человечка и загоняем его в рамки школьных оценок, границы которых «2» и «5», а так ли узки границы мышления, скажем малыша 7 лет.

Если учителя фокусируются на повторении, скорости получения ответа и оценивании правильности этого ответа, то это может подорвать естественный процесс развития живого математического мышления ребенка, и протоптать дорожку к негативным эмоциям по отношению к математике, а значит и к той самой математической тревожности!
Какой наглядный, но совсем, как показывает практика, неочевидный путь – ❗«Не хотим видеть индивидуальность первоклашки – получаем инфантильность первокурсника!»❗ Так то.
Когда мы уделяем чрезмерное внимания тестам и контрольным работам в процессе обучения, мы усиливаем негативное отношение к математике. Мы зацикливаемся на результате, не научая ребёнка любить процесс.❤️ И если результат по каким-то причинам не получился несколько раз подряд, рождается стойкое убеждение – ❌«Математика – это сложно, это не для меня!»

Даже дети с высокими стартовыми математическими способностями начинают ассоциировать математику со скучной рутиной и никак не связывают её с повседневной жизнью. Эта тревожность воспринимается как угроза самооценке, вызывая у детей негативное отношение к математике. В исследованиях, относящихся к началу XXI века этот феномен приобретает ещё и социально-психологическую составляющую: дети боятся публичного решения задач, ожидая негативную реакцию педагога, приобретая опыт, ☝️ который понесут с собой в большую жизнь.

Так что мы можем сделать уже сегодня для комплексного решения такой глобальной задачи? Поговорим об этом в следующих постах. ⏬⏬

Учитель в школе - основа преодоления математической тревожности.

«С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре!» С чего начинается встреча ребёнка с наукой и знанием? Со школьного учителя!

На мой взгляд, главная роль в преодолении математической тревожности принадлежит учителю. Именно педагоги должны видеть, чувствовать и направлять детей с выраженной тревогой к познанию, прививая им уверенность в своих силах.

Эффективность любой педагогической деятельности, во многом зависит от умения учителя создавать атмосферу доверия, сотрудничества и взаимопонимания, ❤️ бережно относиться к личности ребенка, обеспечивать ему условия для раскрытия индивидуальных способностей и развития возможностей самореализации в учебе, в том числе и при решении математических задач.

Основу деятельности современного учителя математики должна составлять позиция педагогической поддержки: ☝ он организует деятельность ученика, инициирует, управляет, направляет, помогает ему в постижении нового опыта, уча получать удовольствие от мышления и процесса познания. Он – старший друг и проводник!

Добросовестный педагог всегда ищет новые педагогические приёмы, для активной работы познавательной деятельности ученика, и поэтому в арсенале каждого учителя должны быть семь эффективных приёмов ☝ профилактики математической тревожности:

✔ показать собственную увлеченность математикой,
✔ создавать ситуации успеха при решении математических задач,
✔ показать возможности использования математики в будущей карьере и повседневной жизни,
✔ адаптировать обучение к интересам учеников,
✔ установить краткосрочные и достижимые цели,
✔ поощрять усилия и настойчивость в нахождении результата задач,
✔ не применять соревновательные методы.

Данные приёмы помогают снизить напряженность от учебного процесса. Тогда в моменты интеллектуальных сложностей у ученика вполне возможны творческие метаморфозы, которые повлекут за собой вспышки озарения! В данных ситуациях даже незначительные усилия преподавателя способны перевести систему (в нашем случае понимание математического материала) на другой, более высокий качественный уровень!

Такой подход в педагогике имеет понятие фасилитация, о котором более подробно мы поговорим в следующем посте.

Отражение гуманистического подхода к образованию – фасилитация.

Мы с вами уже выяснили, что успешность ребёнка, как в математике, так и в иных отраслях напрямую зависит от его проявления индивидуальных особенностей. ☝ Видеть в ребёнка не сосуд для наполнения разными дисциплинами, а личность,которая способна воспринимать мир, исходя из особенного чувствования и осознания пространства вокруг.

Такой подход в педагогике носит название гуманистический.

Фасилитация же ☝ на сегодняшний день представляется в психолого-педагогической науке как отражение гуманистического подхода к образованию и определяется не только как технология, а как стратегическая позиция педагога в образовательном процессе.

Фасилитируя учебный процесс учитель стремится к созданию более комфортных условий для усвоения учениками материала, именно путём постижения нового опыта, который способен зародить любовь❤️ к процессу обучения.

Этот важный, на мой взгляд, момент, способен решить многие педагогические задачи, в том числе и математическую тревожность.
Этот подход способен раскрыть таланты и способности каждого ребёнка, и дать положительный опыт переживания успеха и такой важной установки для каждого человека «Я Могу!»

Конечно, фасилитация в педагогике – это иной взгляд на детей непосредственно самим педагогом, его чуткое руководство и бережное созерцание «вызревания» юного человека.

Педагог-фасилитатор активизирует познавательную деятельность через индивидуальный опыт учеников и их способности, инициирует их учебную самостоятельность, управляет процессом академического взаимодействия, помогает преодолеть страх учебной неудачи.
Гуманистический подход особенно актуален для тех учеников, которые испытывают негативные эмоции по отношению к учёбе, в частности математике, поскольку в нём создается поддерживающая образовательная атмосфера, в которой самооценке обучающегося ничто не угрожает.

Остаётся надеяться на щедрость и широту души педагогов, на внутренние силы, способные увидеть не глазами, а сердцем каждого ученика.
А в вашей жизни был такой педагог?

Педагогические подходы в изучении математики.

Сколько бы мы не разбирались в причинах математической тревожности, почему она возникла в том или ином возрасте, у большинства подростков мы имеем дело с тем, что имеем.

Страх ☹, напряжение, боязнь публично ошибиться, ожидание неодобрение педагогом – весь этот букет, естественно, не помогает продвинуться вперёд в знаниям.
Но так ли всё безнадёжно ❌ или всё таки есть шанс?

Конечно есть! ✅ И не один!

Существует ряд педагогических подходов в обучении математики, обеспечивающих лучшее усвоение этой науки и, позволяющих каждому, при желании, пробраться сквозь математические дебри и окунуться в мир понятной и удивительной математики.

Стоит отметить, что студенты уже вполне способны самостоятельно выступать в качестве основной движущей силы своего математического образования, ☝ а педагог играет роль координатора процесса, новатора, раскрывающего для обучающихся новые возможности и новые грани математики.

А помогут ему в этом:
1. Практикоориентированное обучение.
2. Коллаборативный подход.
3. Контекстный подход.
4. Рефлексия.

В следующих постах мы подробно поговорим о каждом подходе!

Практикоориентированное обучение.

Многие исследования, а также мои личные наблюдения показали, что студенты учатся гораздо лучше, когда чувствуют потребность в практической математике.

То есть вывод этой науки из чего-то абстрактного во вполне себе реальный мир, где математика может пригодиться в повседневной жизни, переводит внимание учеников и вдохновляет их понять процессы, в которых математика является инструментом ⚒ достижение цели.

В такой работе студенты всегда более активны, заинтересованы и творчески вдохновленые.

Очень продуктивно показали себя подходы практикоориентированного обучения, при которых ученики занимаются исследованиями!

Наиболее эффективной при этом мне представляется технология «обучения сообща». Исходя из собственного опыта, мы рекомендуем использовать совместное обучение в парах или малых группах до пяти человек, где все ученики активно взаимодействуют и кладут в общую копилку свой субъективный взгляд, что позволяет группе посмотреть на одни и те же вещи с разных сторон и точек зрения.

Школьники и студенты обучаются участию в успехах группы и ценят совместные достижения, получают опыт коллективного труда и умение работать в команде.Эти успехи способствуют выработке общего положительного отношения к работе.

Практикоориентированное обучение замечательно работает в комплексе с другими, не менее эффективными педагогическими методами в изучении математике, о которых мы поговорим с вами в следующем посте ⏬.

Коллаборативный подход.

Всё большую востребованность, не только в изучении математики, но и во многих коммуникативный и образовательных процессах, приобретает коллаборативный подход.☝

Коллаборативный подход предполагает обучение в рамках которого процесс построен на тесном взаимодействии между обучающимися или между обучающимися и преподавателем.

Ученики получают знания через активный совместный поиск информации, обсуждения, чувствования процессов и понимание смыслов.

Здесь ценен взгляд каждого участника процесса, ☝ который складывается в единый объективный образ.

То есть основа данного подхода – это понимание знания путём консенсуса, как бы конструирования нового знания!

В цифровую эпоху коллаборация становится ещё более значимой, так как позволяет расширить пространство когнитивного опыта посредством социального взаимодействия между скрытой и открытой формами информации и умением анализировать её сообща.

В математике наиболее эффективным примером использования коллаборативности можно назвать метод проектного обучения. В моей практике достаточно успешным был проект, касающийся приложения многочленов для решения технических задач в теории менеджмента, где студенты совместными усилиями приходили к пониманию данных задач.

А вы любите решать задачки сообща?

Контекстный подход.

На развитие способностей учеников к самоорганизации и снятию математической тревожности направлено введение в образовательный процесс ☝ контекстного обучения.

Контекстное обучение реализуется посредством использования профессиональных элементов в образовательном процессе, постепенное насыщение учёбы элементами профессиональной деятельности.

Методические компоненты контекстного обучения:

✔ задания, требующие использования дополнительной информации;
✔ разработка внеаудиторных мероприятий;
✔ разработка дидактических материалов для проведения уроков математики;
✔ составление системы упражнений, серий задач, контрольных мероприятий разного назначения.

Контекстный подход в отечественной педагогике обоснован А.А. Вербицким, а в западной дидактике представлен в виде образовательной технологии case study.

А.А. Вербицкий считал, что в числе действий обучающихся при выполнении заданий контекстного подхода, будут:
✔ освоение способов целенаправленного поиска информации;
✔ составление текстов различного предназначения;
✔ проведение аналитических обзоров информации;
✔ подбор информации;
✔ пополнение собственного банка дидактических материалов ( на разных носителях: бумажный, электронных)

В качестве наиболее эффективных в нашей работе зарекомендовали себя такие формы контекстного обучения как: решение реальных жизненных кейсов, деловые игры с применением математического содержания (например, игры по формированию финансовой грамотности),задачи с профориентационным содержанием.

В следующем посте нам предстоит разобраться с последним, но от этого не менее интересным педагогическим подходом в изучении математики.

Рефлексия ⚡

Положа руку на сердце, хочется сказать, что без рефлексии нет учения!

Человек вполне может ничему не научиться повторяя кем-то заданную деятельность, пусть и направленную на образование.

Тот, кто повторяет – не учится! Освоение происходит только тогда, когда в дело включается направляемая рефлексия, за счёт которой и рождаются рассуждения и способы решения практических задач.☝

Цель рефлексии – выявить и осознать смысл! Осознать проблему, пути её решения, прочувствовать как откликнулись именно в тебе полученные результаты!

Рефлексия в обучении – это мыследеятельностный или чувственно-переживаемый процесс осознания учеником своей учебной деятельности.
Некий процесс самопознания собственных внутренних психических состояний, рождающихся в процессе образовательной деятельности.

Для достижения поставленной нами цели ☝, снижению математической тревожности, во все программы мы предлагаем включать модуль рефлексии, направленный на развитие качеств, важных также и для формирования навыков целеполагания и самооценки.

Индивидуальная и групповая рефлексия позволяет не только оценить образовательные результаты, ☝ но и обсудить процесс их получения, что позволяет копнуть ещё глубже и посмотреть ещё шире, на, кажется, уже понятные вопросы.

Рефлексируя вместе с учениками, педагог помогает им воспринимать учебные успехи как закономерные результаты труда, а неудачи как естественный элемент обучения.

При обучении математике хорошо себя зарекомендовали такие рефлексивные формы, как дискуссия по типу «pro-contro», цветовые шкалы самооценки образовательного результата, формирующее оценивание, прогнозирование и другие рефлексивные техники.

Работа с подобными техниками делает обучающегося осознанным и продуктивным, не только в учёбе. Но и в профессии и жизни!
Чего и вам от всей души желаю!
Связаться со мной:
Telegram
Viber
VK
Skype
Mail
Phone
WhatsApp