Причины математической тревожности.
Давайте ещё раз проясним причины феномена математической тревожности.
В практике любого школьного учителя математики наверняка встречались ученики, у которых любая перспектива заниматься математикой вызывает тревогу и даже страх.
Мой опыт работы в вузе показывает, что студенты гуманитарных направлений склонны избегать любых соприкосновений с решением математических задач.
Исследователи же отмечают, как для многих детей негативное отношение к математике начинается ещё в дошкольном возрасте, а с началом школьного обучения, математическая тревожность только усиливается.
При обучении младших школьников математике внимание учителя, зачастую, смещается от развития математического мышления детей к получению правильного ответа! ✔️ И вроде бы всё логично, скажите вы, но меняется принципиально важный угол зрения на воспитание ребёнка младшего школьного возраста! ☝️ Мы теряем индивидуальность, не видим особенности данного конкретного человечка и загоняем его в рамки школьных оценок, границы которых «2» и «5», а так ли узки границы мышления, скажем малыша 7 лет.
Если учителя фокусируются на повторении, скорости получения ответа и оценивании правильности этого ответа, то это может подорвать естественный процесс развития живого математического мышления ребенка, и протоптать дорожку к негативным эмоциям по отношению к математике, а значит и к той самой математической тревожности!
Какой наглядный, но совсем, как показывает практика, неочевидный путь – ❗«Не хотим видеть индивидуальность первоклашки – получаем инфантильность первокурсника!»❗ Так то.
Когда мы уделяем чрезмерное внимания тестам и контрольным работам в процессе обучения, мы усиливаем негативное отношение к математике. Мы зацикливаемся на результате, не научая ребёнка любить процесс.❤️ И если результат по каким-то причинам не получился несколько раз подряд, рождается стойкое убеждение – ❌«Математика – это сложно, это не для меня!»
Даже дети с высокими стартовыми математическими способностями начинают ассоциировать математику со скучной рутиной и никак не связывают её с повседневной жизнью. Эта тревожность воспринимается как угроза самооценке, вызывая у детей негативное отношение к математике. В исследованиях, относящихся к началу XXI века этот феномен приобретает ещё и социально-психологическую составляющую: дети боятся публичного решения задач, ожидая негативную реакцию педагога, приобретая опыт, ☝️ который понесут с собой в большую жизнь.
Так что мы можем сделать уже сегодня для комплексного решения такой глобальной задачи? Поговорим об этом в следующих постах. ⏬⏬⏬