Леонид райхельгауз

О важных праздниках

Серии авторских статей о важных праздниках

Великий день: Песах, Пасха, Пасхет

Весной, когда все вокруг оживает, когда пробуждается жизнь (и когда даже свежие огурцы хрустят по-особенному), мы отмечаем прекрасный праздник.

У этого дня - множество названий. У евреев - Песах. У православных христиан - Пасха. У древних славян он назывался Великий день и Пасхет.

Но как бы его не называли, остается главный смысл этого праздника - обретение счастья, свободы, спасения, прощения после горьких страданий...

И так здорово, что этот добрый светлый праздник отмечается всю весну: в этом году 27 марта Песах будут праздновать евреи, 4 апреля - католики, а 2 мая - православные христиане.

Я также думаю, что в принципе абсолютно не важно, какого числа евреи будут есть мацу и курицу, православные - куличи и крашеные яйца, а католики - вареную буженину с хреном...

И даже не важно, что иудеи и христиане будут читать и вспоминать совершенно разные истории Библии: одни - спасение первенцев от Божьего гнева и бегство от египетского рабства в пустыню с Моисеем, а другие - воскресение Иисуса Христа.

Важно, что все люди в эти прекрасные солнечные весенние дни объединятся с теми, кто им дорог. Все будут думать и говорить о хорошем, добром, светлом.

Недаром этот праздник считается главным. Ведь идея обретения счастья, свободы, новой жизни - это главная цель человечества!

Ради этого долгие годы страдали предки евреев, скитаясь по пустыне. Ради этого умер Иисус Христос.

И теперь мы - свободные и счастливые, радуемся жизни в кругу своих самых дорогих людей.

Добра вам! Тепла! И счастья!

Празднование еврейского Рош ха-Шана,
или Любви всем в Новом году!


Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви,
Ибо любящий другого исполнил закон.

Библия, Новый Завет, Послание к Римлянам, 13:8

В этом году 7 сентября евреи празднуют 5782-ый Новый год (Рош ха-Шану).

Считается, что именно в дни этого праздника Бог определяет судьбу человека на весь следующий год. Поэтому верующие молятся с особым усердием и уделяют молитве особое значение: евреи верят, что молитва в праздничные дни может повлиять на вынесенный Господом вердикт.

Для меня же лично Новый год - это в первую очередь повод пожелать всего самого лучшего: здоровья, счастья и удачи всем своим родным и друзьям. Собственно, можно даже вообще не выделять какой-то праздник или событие для того, чтобы говорить и делать хорошее.
Достаточно от всего сердца уважать и ценить тех, с кем общаешься. И тогда возникающее желание творить добро становится перманентным.

Кстати, мне в свое время очень понравилась мысль о том, что «люди, с которыми вы взаимодействуете, являются вашим отражением». И я очень рад, что меня окружают поистине достойные люди.

И накануне Рош ха-Шана я хочу пожелать всем этим людям как можно больше светлых и радостных дней, наполненных позитивом!

Любви всем и Счастья в Новом году!

"Жаль, что День учителя не летом.
А то бы пошли в фонтане купаться!"

(из учительских анекдотов)

Когда я был студентом, мы на занятиях по методике преподавания математики писали сочинение "Как я вижу работу учителя в школе".
И я очень хорошо запомнил свой эпиграф: "Школьный учитель - как лошадь в цирке: она каждый год бегает по кругу". Наш преподаватель по этому предмету, Вадим Николаевич, с иронией мне тогда сказал: "Я думаю, что со временем Вы свои взгляды пересмотрите".

И вот в этом году у меня "14-ый сезон": 14 лет я работаю со школьниками.
И мои взгляды поменялись: я точно могу сказать, что ни один сезон не похож на другой.
Сменяются люди. Меняются взгляды на цели и задачи. Повторений нет.

И песня Е. Ваенги: "Все повторится, все повторится. Я только время поменяю и лица"... - это точно не о работе учителя в школе.

Потому что каждый новый учебный год - это НАЧАЛО. Мы начинаем что-то новое. Начинаем чему-то новому учиться. Начинаем обновленными, готовыми к новым вызовам и новым свершениям.

Кстати, еще учась в университете, я фантазировал о море в сентябре.
Но теперь радость сентября для меня ассоциируется не с морем, а именно с этим НАЧАЛОМ.
И еще: мы начинаем (и продолжаем) учиться безусловной любви и безусловному принятию. Потому что нет плохих детей. И нет плохих учителей. В каждом есть что-то прекрасное. Просто надо уметь это увидеть. Как говорится, "красота - в глазах смотрящего".

И я хочу подчеркнуть, что мне выпало счастье учиться и общаться только с "самыми-самыми": самыми лучшими людьми, что называется, людьми "наивысшей пробы". И часто я думаю: "Как же круто, как же классно, что есть возможность взаимодействовать, учиться и видеть таких людей!"

И именно это качество я считаю настоящим талантом - талантом видеть таланты другого.

И я совершенно искренне думаю, что и учителю надо уметь увидеть талант ребенка, и ребенку надо уметь понять и увидеть талант учителя.

Стоит признать, что нам не светит абсолютное принятие. И просветление в стиле Будды. И мы не будем ходить по воде.

Но каждый день мы можем сделать попытку еще раз кого-то понять и принять.

Это, пожалуй, и есть одна из главных задач КАЖДОГО учителя и КАЖДОГО человека.

Ханука: радость обновления и освящения

Много дает тот, кто дает мало с радостным выражением лица
Талмуд, «Бава Батра»

Вечером, 28 ноября, начинается празднование 8-дневной Хануки.
Пришедшее из 2 века до нашей эры событие знаменует возвращение к истокам еврейского народа.
Радостное событие – избавление от захватчиков, разрушавших святые места и насаждавших чуждых евреям богов – было наградой за смелость и веру. Ценящие свои идеалы отважные евреи подняли восстание и победили. Они освободили Иерусалим и Храм – оскверненный, разграбленный, прервавший на 3 года храмовую службу. Победив, восставшие очистили Храм от скверны, зажгли менору и освятили Храм.
По преданию, чистого масла для семисвечной меноры было очень мало. Но свершилось чудо: масло горело ровно 8 дней. Именно поэтому мудрецы решили, что все 8 дней еврейскому народу нужно благодарить и славить Всевышнего.
В этот день обычно не устраивают особого праздничного застолья. Однако обильная трапеза, чтение Галеля с его словами хвалы и благодарности Богу, а также зажигание «свечей Хануки» присутствуют в очень многих еврейских семьях.
И даже у меня, человека предельно сдержанного в проявлении восторженных эмоций, этот праздник вызывает радость.
Вероятно, гены ?!

Новогодние каникулы: предвкушение

Режим ожидания чуда включен.

Вот и начались новогодние каникулы!
Сверкающий под солнцем снег. Вечерами - искрится новогодняя радостная иллюминация.
И внутри - такое же радостное ПРЕДВКУШЕНИЕ.
Предвкушение чего-то обязательно хорошего, радостного и искрящегося.
Новогодние каникулы - это отдых. Это перезагрузка.
Это ожидание: праздников, нового года, даже невозможного...

Знаете, хочется - как в том еврейском анекдоте:
- Значит так, Йосик! Прибыль будем делить 50 на 50.
- Но, Семен Маркович, я таки хочу 70!
- Ну хорошо, ты меня уговорил: 70 на 70!

Невозможно?!
Зато как приятно... предвкушать!
Желаю всем новогоднего радостного ПРЕДВКУШЕНИЯ!
Новогодняя традиция, или Сага о дружбе

Понимаете, каждый год 31 декабря мы с
друзьями ходим в баню. Это у нас такая традиция...

(Цитата из кинофильма "Ирония судьбы,
или С легким паром!")

Есть у меня новогодняя традиция: мы с моим другом Саньком за пару дней до Нового года ходим в ресторан.

И именно с этой предновогодней встречи для меня всегда начинается ощущение праздника и начало новогодних каникул.

С Саньком мы дружим уже очень-очень давно. Вначале мы учились в одной школе и сейчас, встречаясь, вспоминаем общие школьные годы. Затем оказались в одной группе нашего математического факультета. И у нас, уже повзрослевших, было общее студенчество.

Кстати, когда дискутируют о том, зачем детям нужна школа - у меня есть готовый ответ: "Для того, чтобы заводить друзей".

Ведь на самом деле очень классно наблюдать за формированием мировосприятия, мироощущения, мировоззрения друг друга, помнить периоды взросления друг друга, что мы обсуждали, чем интересовались в детстве, юности и позднее...

И это так здорово, когда есть что вспомнить из прошлого (школьной и студенческой жизни), обсудить что-то из нынешней жизни и подумать о будущем.

И реально классно наблюдать и видеть изменения друг в друге!..

Спасибо тебе, мой друг!
Новогоднее поздравление

В Новый год все сбывается...
Даже то, что в течение года сбыть не удалось!
(еврейский анекдот)

Новый год ждут все.

И каждый раз все дают себе клятвы.
Дети клянутся, что будут лучше учиться.
Родители дают клятву, что не будут ругать детей.

И все желают, чтобы следующий год стал лучше предыдущего.

И все уверены, что 31 декабря они лягут, а 1 января проснутся все такие реально просветленные.

На самом же деле у каждого из нас есть альтернатива.

Можно жить насущными заботами и стараться "все сбыть", как в анекдоте-эпиграфе.

А можно посмотреть на новогодние гирлянды и подумать: "Если звезды зажигают - значит, это кому-нибудь нужно".

Возможность веры и выбора - это, пожалуй, самое лучшее, что несет нам празднование Нового года.

И я хочу пожелать всем моим ученикам, их родителям, моим коллегам, моим любимым родным - чтобы в Новом году они верили - в то, что выбирают. И выбирали то, во что верят.

Счастья вам, добра и благополучия в Новом, 2022 году!
День учителя 2024

Сегодня отмечается День учителя. И в этот день мы вспоминаем и благодарим наших учителей.
Ведь за каждым результатом, за каждым успехом – всегда стоит учитель.

Хотя осознание этого приходит не сразу.

И все же как здорово, что мы можем СЕЙЧАС сказать это – а они ЕЩЕ могут это услышать!

Мне повезло учиться у самых-самых. Так было в моей семье, в школе, и в годы учебы в университете, и в аспирантуре, и в докторантуре, и сейчас.

Все школьные годы (1992-2002) у меня прошли в гимназии с математическим уклоном им. М.Г. Басова в городе Воронеже. И в школе у меня было много учителей математики. Самых разных. И учитывая, что школа дает не только знания, но и развивает навык коммуникации, я учился взаимодействовать.

В 7 классе я начал ходить на подготовительные курсы для поступления в восьмой физико-математический класс. Так я встретился с Галиной Николаевной Волковой, с которой общаюсь и дружу по сей день. И в результате взаимодействия с ней – помимо знаний и навыков – пришла и уверенность в себе.
Учась в 8 классе, у другого учителя, я прислушался к мнению Галины Николаевны, что уже с 9 класса надо слушать профессорские лекции.

И я поступил в 9 математический класс профессора Садовского. И такое понятие, как профессорский урок, стало для меня ежедневным. Борис Николаевич Садовский (ныне покойный) был необыкновенно интеллигентен и необыкновенно тактичен, и с большим уважением относился к нам, школьникам. И мы это и знали, и чувствовали (ведь, собственно говоря, знать и чувствовать – это разные вещи. И мы – именно чувствовали это уважение). У Бориса Николаевича я учился с 9 класса по 2 курс математического факультета Воронежского государственного университета.

В 11 классе я пришел на подготовительные курсы для поступления в Воронежский государственный университет к профессору Глушко Андрею Владимировичу, который в то время уже был заведующим кафедрой уравнений в частных производных и теории вероятностей математического факультета Воронежского государственного университета. И он стал в мои студенческие годы моим научным руководителем. А сейчас я работаю на его кафедре.
Кстати, о кафедре. В студенческие годы у меня теорию вероятностей и ряд других дисциплин вела Баркова Лариса Николаевна. И для меня большая радость и ценность, что я и сейчас могу продолжать учиться у Андрея Владимировича и Ларисы Николаевны.

В аспирантуру я поступил к профессору Ляхову Льву Николаевичу. В первые дни учебы в аспирантуре Лев Николаевич уехал в МГУ по работе почти на 3 месяца. И он мне сказал: «Лёня, ведешь за меня занятия. Вот группы. Вот темы. Вперед!» И именно в этот период пришла абсолютная уверенность в правильности моего выбора профессии. И я уже не хотел быть ни экономистом, ни программистом, ни юристом…

За рамками формата, конечно, остается много людей, которые на меня повлияли и которым я благодарен. И без всего этого в моей жизни не возник бы новый период – период Ярославля.

Отдельную благодарность я хочу выразить глубокоуважаемому ректору ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, члену-корреспонденту РАО профессору Груздеву Михаилу Вадимовичу – за то, что обратил на меня внимание, увидел и поверил в меня и мои идеи.

Я также очень благодарен уважаемому профессору Тархановой Ирине Юрьевне за её непосредственное участие в моем профессиональном педагогическом становлении.

Огромное спасибо за искреннее внимание и поддержку я хочу сегодня сказать и уважаемому профессору Смирнову Евгению Ивановичу, под руководством которого я работаю на кафедре математического анализа, теории и методики обучения математике ЯГПУ им. К.Д. Ушинского.

И я хочу поблагодарить моих родителей, которые всегда слушали и слышали меня, поддерживали меня во всех моих начинаниях и продолжениях и были рядом.

Все мои учителя и наставники – высочайшего уровня. С необыкновенным сочетанием профессиональных и человеческих качеств. Достигнуть их космического уровня невозможно. Но можно хотя бы идти в этом направлении!

Связаться со мной:
Telegram
Viber
VK
Skype
Mail
Phone
WhatsApp