О моей новой статье и Wi-Fi в пределах песочницы
Приходит мама за ребёнком в детский сад. Видит: дети сидят в песочнице все с телефонами, а воспитательница на скамейке рядом спит. Мама возмущается:
- Что же Вы спите?! У Вас же дети разбегутся!
- Да куда они денутся?! У нас Wi-Fi только в пределах песочницы.
На днях получил свою статью «Модернизация дидактических теорий: ответ на вызовы современности».
Когда я её писал, перед глазами была картина детей в песочнице из вышеупомянутого анекдота: все в телефонах уже с юных лет. И это – не единственная проблема современности, решение которой необходимо искать нам, сегодняшним педагогам.
Поэтому я с радостью принял участие в обсуждении вопросов педагогического образования. И конечно же, мной руководило желание внести свою скромную лепту в формирование «новой дидактики», ведущееся в Ярославском государственном педагогическом университете.
В этой статье был проанализирован опыт зарубежных и отечественных дидактических теорий, а также включены мои собственные исследования идеи научной рациональности.
Кроме того, там был представлен набор подходов, принципов, методологический инструментарий и динамика дидактической мысли на различных этапах развития науки. Этот исторический экскурс я предпринял потому, что предпочитаю все же учиться на чужих ошибках - в отличие от любителей «разрушать всё до основания , а потом строить на пустом месте новый мир».
Также в статье был сделан акцент на главной идее конструктивизма - конструировании знания каждым учащимся индивидуально посредством понимания собственных метакогнитивных стратегий. Ведь именно индивидуальность каждого ребенка играет существенную роль в его дальнейшей жизни (если, конечно, эту индивидуальность не задавить изначально).
Я также отбирал только тот материал, который отражает мое личное видение решения проблемы модернизации дидактического знания. Выбирал я фактически по принципу из еврейского анекдота, когда Изю просят назвать лишнее в ряду слов "морковь, картошка, лук и «Лексус»", и Изя отвечает, что лишнее – это морковь, картошка и лук.
И я пришел к главному выводу: дидактика в современной науке не только не утратила своего значения, но и является тем самым «Лексусом» - флагманским направлением педагогической науки. Ведь именно новые дидактические решения способны сдвинуть систему образования с «парковки» - «полюса стабильности» в виде классно-урочной системы.
И хотя многие педагоги считают, что систему современного образования можно описать словами классика «И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды…», я все же с оптимизмом смотрю в будущее – как тот еврей из анекдота: «Лев Моисеевич послушал в лесу кукушку и перестал отчислять деньги в пенсионный фонд».
Я вообще по жизни - СОЗНАТЕЛЬНЫЙ ОПТИМИСТ .