В современных методах обучения мало внимания уделяется выявлению конкретных действий педагога, направленных на передачу знаний. На деле мы видим, что не все его действия равнозначно успешны.
Важный аспект - это назначение обучения. ☝️ На сегодняшний момент ёмким понятием для описания продуктивности обучения является "дидактический эффект".
Дидактический эффект ☝️ помимо знаний, умений и навыков, включает такие личностные качества, как мировоззрение, эрудиция, учебная мотивация, самоорганизация и др.
Таким образом, факторы формирования способности показывать устойчивые результаты в обучении, имеют иерархический характер. Начать выстраивание такой иерархии разумно с поиска цели обучения, от того, какова цель, зависит сущность обучения.
Действительно, если целью является получение знаний, то процесс приобретает объяснительно-иллюстративный характер, ☝️ если формирование мотивации, то процесс приобретает черты проблемного обучения, ☝️ если ставится цель личностных качеств, то обучение превращается в проблемно-развивающего процесс.
Сегодня в качестве ориентира мы ставим комплексное развитие личности, формирование социальных навыков, которые необходимы для решения жизненных ☝️ задач.
Недостаточность традиционных целей в образовании остро ощущают не только учителя практики, решающие задачи поставленные во ФГОС, но и сами выпускники, сталкивающиеся в профессиональной и социальной жизни с задачами, которые до этого никто не решал.
Так как меняются целевые ориентиры в образовании ☝️, появляются новые модели образования. Примером стало внедрение в школьную практику модели, формирующую «умения учиться».
В таких моделях образование нацелено на то, чтобы ученик сам смог сконструировать смысловую картину мира, помогающую ему принимать решения в нестандартных ситуациях, а в школьном образовании на первый план выходит универсализация.
Жизнь ставит высокую планку для сегодняшних школьников и студентов, но я убежден, что они справятся с этим! Главное нам, взрослым, быть рядом и помогать ребятам на этом пути! В этом вижу нашу основную задачу ☝️, чтобы дети становились не только умнее, но и счастливее.