Леонид райхельгауз

Теоретический анализ факторов формирования академической резильентности

Серия авторских статей по анализу факторов формирования академической резильентности.
Содержание:

  1. Факторный анализ – помощник успешного обучения
  2. Миссия образования сегодня
  3. Эпистемология - природа знания
  4. Метакогнитивность - универсальный способ обучения
  5. Залог успешного человека!
  6. Движущие силы образования на примере изучения математики
  7. Дидактические отношения
  8. Академическая продуктивность обучающихся
  9. Движущие силы формирования академической продуктивности. Часть 1
  10. Движущие силы формирования академической продуктивности. Часть 2. Психические процессы
  11. Движущие силы формирования академической продуктивности. Часть 3. Темперамент
  12. Учебная мотивация
  13. Как влияет тревожность на результативность образовательного процесса?
  14. Размышления о самостоятельности
  15. Изменение самого себя: как, когда и зачем?
  16. Игрушка «йойо», или Размышления об Интернете как мегафакторе социализации?
  17. Интернет-игры... с идентичностью
  18. Хочешь стать лидером? – Стань!
  19. Родители… на баррикадах?

Факторный анализ – помощник успешного обучения.

Внимательный научный подход в рассмотрении способности детей показывать высокие результаты в учёбе вне зависимости от изменений условий обучения и способов контроля, опирается на основную мысль ☝ - непрерывного образования в течении всей жизни, которая обогащает этот подход прогнозами и анализом рисков.

Это делает очевидным выбор функционала, позволяющего быстро и объективно ☝ выявить причины изменения таких способностей у детей.

Отличным инструментом является факторный анализ, основная педагогическая задача которого состоит в том, чтобы раскрыть движущие силы, то есть факторы ❗ изучаемого процесса, хорошенько их исследовать, определить значимость каждого и установить иерархию среди них.

Ну, например, ваш ребенок никогда не делал домашнюю работу по математике ❌, а тут раз и сделал! ✔️ Что - то важное произошло! Имел место быть фактор, может быть не один, который повлиял на ученика и изменил текущую действительность. Установлением этих факторов, а также определением наиболее важных и результативных из них и занимается факторный анализ.

То есть под педагогическим фактором чаще всего понимается любое педагогическое явление, ставшее движущей силой другого явления ✨, то есть фактор это некий активный элемент воздействия на педагогический процесс.

По мере накопления новых знаний о факторах формирования способностей у разных детей, прослеживается установление взаимосвязей между этими факторами, а также поиск новых педагогических путей.

Главная причина использования факторного анализа в педагогике - выяснение условий и средств, способствующих не только образованию, но и развитию ☝ личности.

В педагогической терминологии факторами чаще всего называют причины, влияющие на течение и результаты образовательного процесса. Но любая ли причина является фактором?

Миссия образования сегодня.

В современных методах обучения мало внимания уделяется выявлению конкретных действий педагога, направленных на передачу знаний. На деле мы видим, что не все его действия равнозначно успешны.

Важный аспект - это назначение обучения. ☝️ На сегодняшний момент ёмким понятием для описания продуктивности обучения является "дидактический эффект".

Дидактический эффект ☝️ помимо знаний, умений и навыков, включает такие личностные качества, как мировоззрение, эрудиция, учебная мотивация, самоорганизация и др.

Таким образом, факторы формирования способности показывать устойчивые результаты в обучении, имеют иерархический характер. Начать выстраивание такой иерархии разумно с поиска цели обучения, от того, какова цель, зависит сущность обучения.

Действительно, если целью является получение знаний, то процесс приобретает объяснительно-иллюстративный характер, ☝️ если формирование мотивации, то процесс приобретает черты проблемного обучения, ☝️ если ставится цель личностных качеств, то обучение превращается в проблемно-развивающего процесс.

Сегодня в качестве ориентира мы ставим комплексное развитие личности, формирование социальных навыков, которые необходимы для решения жизненных ☝️ задач.

Недостаточность традиционных целей в образовании остро ощущают не только учителя практики, решающие задачи поставленные во ФГОС, но и сами выпускники, сталкивающиеся в профессиональной и социальной жизни с задачами, которые до этого никто не решал.

Так как меняются целевые ориентиры в образовании ☝️, появляются новые модели образования. Примером стало внедрение в школьную практику модели, формирующую «умения учиться».

В таких моделях образование нацелено на то, чтобы ученик сам смог сконструировать смысловую картину мира, помогающую ему принимать решения в нестандартных ситуациях, а в школьном образовании на первый план выходит универсализация.

Жизнь ставит высокую планку для сегодняшних школьников и студентов, но я убежден, что они справятся с этим! Главное нам, взрослым, быть рядом и помогать ребятам на этом пути! В этом вижу нашу основную задачу ☝️, чтобы дети становились не только умнее, но и счастливее.

Эпистемология - природа знания.

Мы много говорили с вами о том, как передается знание, рассматривали методологии, делали выводы и заключения, но не разу не смотрели на вопрос что такое знание само по себе?

Давайте исправляться :)

Чтобы понять что такое знание, нам необходимо вникнуть в его структуру, функционирование и развитие. Проанализировать его природу и возможности.

Всем этим занимается философско-методологическая дисциплина ☝️ - эпистемология.

Сегодня эпистемология активно задействована в исследование познавательных процессов.

Современная смена целевых ориентиров образования не только не снимает центральную задачу эпистемологии, а ещё больше активизирует её, а именно проблему отношения знания к той реальности, в которой сегодня находиться человек и которая становится всё более непредсказуемой.

Важным эпистемологическим фактором формирования отношения личности к процессу познания является смена центральных ориентиров в учёбе, то есть изменение ценности знания как такового.

Знание сегодня понимаются как интеллектуальный капитал и становятся преобразующими человека, а как следствие общество и экономику в целом.

Мы живем в очень динамичном мире, в котором знания быстро устаревают. Период «полураспада» знаний в наиболее наукоемких отраслях составляет менее 2,5 лет. Если в начале ХХ века специалист, получив высшее образование, чувствовал себя уверенно 20– 30 лет, то в начале XXI века «период полураспада знаний» сократился до 5 лет. ☝️ Уже в конце ХХ века ежегодно обновлялось 5 % теоретических и 20 % практических знаний.

Неслучайно R.Lain назвал новый цивилизационный этап развития человечества ☝️ "обществом знания", понимая под ним фазу развития общества, в которой все общественные сферы ориентированы на новейшие достижения информационных технологий. В этой связи необходимым условием существования общества выступает беспрепятственный доступ каждого человека к информации умению работать с ней.

Развитие когнитивных способностей и критического мышления, умение быстро ориентироваться в безумной лавине информации и вычленять из неё пользу и знания - вот важнейшие компетенции современного успешного человека.

Метакогнитивность - универсальный способ обучения.

Уровень интеллектуального развития людей - это фактор, обеспечивающим прорыв во всех областях человеческой жизни, а значит это залог ☝️ успешной нации!

Хорошо, если современные методы направлены на формирование целостного человека, а не «решателя» учебных задач. Но это не всегда так. И тем не менее все мы наблюдаем более и менее образованных и успешных людей. Почему так происходит?

К сожалению, зачастую ученики не осознают важность процесса осмысления способов, с помощью которых произошло понимание нового материала. А это очень важный процесс, имя которому ☝️ МЕТАКОГНИТИВНОСТЬ.

Термин «метакогнитивность», обозначает способность анализировать собственные мыслительные стратегии и управлять ей.

На самом элементарном уровне мы можем обратить внимание, что кто-то хорошо воспринимает информацию на слух, а для кого-то это совершенно бессмысленная трата времени. Индивид, имеющий способность к метакогнитивности, или, как ещё её принято называть, метапознанию ☝️, с лёгкостью вычленяет приёмы, эффективно действующие в его конкретном случае, и активно их применит в обучении.

Метапознание - главный помощник в достижении осознанных целей, различии таких познавательных процессов, как: проверка, планирование, соотношение, самооценка и самоуправление.

Метапознание отличается четырьмя характеристиками:

1️⃣ Осознание целей, к которым мы стремимся.
2️⃣ Выбор стратегии достижения данных целей.
3️⃣ Наблюдение за собственным процессом обучения, для оценки правильности избранных стратегий.
4️⃣ Оценка собственных образовательных результатов.

Метапознавательные процессы выходят за рамки традиционных познавательных, так как могут быть направлены на реализацию уже сформированных ☝️ правил поведения, как по отношению к собственному познанию, так и по отношению к организации деятельности в целом.

Таким образом, метакогнитивность - это универсальная компетенция, возникающая в ходе изучения собственных процессов и способствующая формированию устойчивых образовательных результатов.

Почему это один из ведущих способов в достижении отличных результатов и можно ли развивать эту компетенцию обсудим ниже ⏬.

Залог успешного человека!

В предыдущем посте мы с вами разобрали такое понятие, как метакогнитивность, и я обещал рассказать о его бесспорной важности в жизни каждого человека. Ну что, поехали!

Почему же метакогнитивнось является одним из ведущих факторов формирования устойчивых образовательных результатов?

Во многих исследованиях подчеркивается неоспоримая значимость этого процесса и говорится о том, что метапознание является решающим ☝️ фактором, определяющим эффективность усилий человека по овладению знаниями.

Например, можно посмотреть на изучение иностранного языка, как на яркую иллюстрацию, которая щедро демонстрирует, как способ "понимания" материала влияет на его успешное освоение в целом. Слышали фразу "Языки не моё"? ❌ Это как раз тот самый случай, где неправильный выбор способа получения информации напрочь отбивает желание от обучения в целом.

Но по старинке в традиционном образовательном процессе педагоги больше обращают внимание на содержание, а не на способ получения знаний! ☝️ И это ключевая ошибка!

Ведь если обучающийся знает, что значит понимать учебный материал и как, каким способом, он достигает этого понимания, это формирует уверенность в получении образовательного результата и, как следствие, собственной успешности.

Метакогнитивное обучение имеет дело с восприятием себя, своего собственного процесса взаимодействия с чем-то новым. То есть это некий самоанализ, который взрослый человек, конечно, может сделать самостоятельно, но ребёнку необходимо чуткое направление грамотного педагога.

Тогда в перспективе молодой человек, уже имеющий опыт успешности в учёбе, сможет легко анализировать "причины" своего успеха. А навык чуткого отношения к собственному процессу получения новой информации легко превратит его из успешного ученика в успешного человека, умеющего планировать свою жизнь, управлять временем, анализировать информацию и ☝️ выбирать главное!

Движущие силы образования на примере изучения математики.

Рассматривая получение успешных образовательных результатов, нельзя обойти стороной главные движущие силы этого процесса, такие как УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ ☝️ и ОБУЧАЕМОСТЬ УЧАЩИХСЯ.

Давайте рассмотрим эти факторы на примере математического образования.

Среди школьных предметов математика охватывает самый широкий спектр развивающих целей. Основная польза математики - приобретаемый в процессе обучения навык мышления. Например, ценность умения решать уравнения заключается не в самих уравнениях, а в опыте мыслительной деятельности, ☝️ который нарабатывается на пути их решения.

В научных кругах формируется позиция, что математическое образование является одним из факторов формирования личности ☝️ и, в какой-то степени, прорицателем успешности во многих сферах жизни человека, не имеющих отношения к математике. Согласитесь, что в любой сфере требуются такие навыки как: умение логически мыслить, аргументировать свои решения, способность критически оценивать ситуацию.

Но сегодня остро становится противоречие между предметными знаниями, полученными в ходе школьного изучения математики, и умением осознавать роль этих знаний для саморазвития и решения жизненных задач.

Часто при решения математических задач, обучающиеся проявляют беспокойство. Главную роль в сглаживании подобных проявлений принадлежит развитию живого интереса к математике.

И от того, какова мотивация учеников напрямую зависит раскрытие потенциальных возможностей обучающихся в математике. ✨ Именно тогда царица наук превращается из средства просто получить отметку 5️⃣ в интерес и личностный смысл. Не сложно догадаться, что данный процесс может быть успешно реализован при гармоничной работе ☝️ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ и ПРАВИЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

Как мы видим в этой концепции хорошо уживаются все три движущие силы образовательного процесса, которые тесно переплетены между собой, тем самым представляя собой трёх китов, на которых крепко стоит удача и успех наших детей в их светлом будущем.

Дидактические отношения.

Усвоение образовательного материала и развитие способности учеников к самостоятельному открытию нового для себя - два тесно связанных между собой процесса, формирующих стойкий академический результат.

Усваивая новые знания, ученики развивают свои умственные способности, которые, в свою очередь, являются основой прочного усвоения знания.

Вот такой вот замкнутый круг. ⛔

От того критически важно учитывать, что на формирование способности познания очень ☝ влияет осмысленность и личностное принятие информации, а не бездумный зубреж.

Опыт работы со школьниками показывает, что указание учителя заучить все подряд весьма неблагоприятен, ведь второстепенные детали при таком подходе могут отвлечь внимание обучающихся от главных идей.

От того перед современным учителем стоит сложнейшая задача разделения и систематизации изучаемого материала ☝ на тот, который следует закрепить в долговременной памяти и на тот, что имеет развивающее значение при изучении главного.

В связи с этим, ключевым в формирования успешного процесса обучения, является, так называемый фактор дидактических отношений, ☝ то есть отношений между учителем и ребёнком!

В этих отношениях огромную роль играет позиция педагога по оценке результатов своих учеников. В современных исследованиях подчеркивается центральная роль педагогов в процессе трансформации академических неудач в успешную деятельность в будущем за счет демонстрации учителем позитивных и сильных сторон отдельно взятого ученика.

Это возможно сделать с процессе тесной, плодотворной и красочной ✨ совместной деятельности педагога и ученика, где учёба это не что-то абстрактное, тяжёлое и ненужное, а это яркая часть интересной жизни.

Выходит, что академическая продуктивность обучающегося характеризуется его отношением к познавательной деятельности, закрепленным в результате эмоционального отношения к процессу, которое в свою очередь зачастую зависит от подхода и квалификации педагога.

Именно такое обучение инициирует личный рост и индивидуальное развитие каждого ребёнка! ✅


Академическая продуктивность обучающихся.

Успех в учебной деятельности как-то само собой принято определять термином обучаемость. Мол кто-то обучаем, а кто-то - нет.

Обучаемость понимается как некая стартовая возможность и зачастую упоминается с термином-антонимом ☝ "необучаемость".

Обучаемость - некая способность к научению, которая определяется наличием у ученика качеств, обеспечивающими успешность обучения.

При этом важно понимать, что обучаемость напрямую не коррелирует с обученостью, то есть обучаемость ☝ является одним из условий успешного обучения, но не является его единственным ❕ условием.

От того, казалось бы очевидные для академической успешности интеллект и способности являются важными, но ☝ явно недостаточными.

Академическая продуктивность обучающихся, в отличии от обучаемости, носит динамический ☄, а не статический характер. То есть она может влиять на изменение обученности ☝, что в свою очередь даёт возможность ученику с любыми первичными данными добиться успеха, а не уповать на "необучаемость", ставя точку на любой академической перспективе.

Таким образом, академическая продуктивность обучающегося, в отличии от обучаемости, характеризуется отношением личности к познавательной деятельности, закрепленным в индивидуальном опыте эмоционально-ценностного отношения к процессу, трансформируемое в образовательные ценности личности, мотивы ее деятельности.

Именно в таком значении академическая продуктивность становится важным фактором ☝ формирования академического успеха, поскольку продуктивное обучение инициирует личный рост и индивидуальное развитие.

Академическая продуктивность , помимо получения знаний, развития умений и навыков способствует формированию уверенности обучающегося в своих силах и мотивации на дальнейшее обучение, что, в свою очередь, положительно влияет на способностью достигнуть успеха в жизни!

Давайте поразмышляем что же может повлиять на индивидуальный опыт, формирующий отношение к учёбе? Ниже мы продолжим размышлять на эту тему! ⏬

Движущие силы формирования академической продуктивности. Часть 1.

Как показывает опыт, факторов, влияющих на академический успех обучающегося, не так уж и мало.
А самое главное, что они успешно работают при их различных комбинациях ☝.

Но прежде, чем мы с вами начнем готовить коктейль академической благополучности, предлагаю внимательно познакомится со всеми ингредиентами.

Итак, сегодня мы с вами рассмотрим индивидуально-личностным особенности успешного обучения. Какие же они?

Как думаете почему одни ученики овладевают учебным материалом очень активно и продуктивно, а трудности, возникающие на пути, только добавляют им желания добиться цели, в то время как другие учатся только при условии внешнего стимулирования, а любые барьеры лишь снижают их активность.

Психологи и педагоги единогласны в том, что главной причиной являются такие качества, как: интеллект, учебная мотивация, учебная самоорганизация и др.

Но ❗ многолетние наблюдения показывают, что ни каждое из этих качеств в отдельности, ни даже их сочетания не являются достаточными для достижения стабильного ☝ академического успеха.

Согласитесь, есть примеры когда очень способные дети пасовали перед вроде бы незначительными трудностями, а гораздо менее одаренные ученики успешно преодолевали возникающие на своём пути преграды и добивались высоких академически результатов.

Такие примеры подтверждают, что академическая продуктивность обучающихся зависит не столько от отдельных индивидуально-психологических качеств, сколько от их сочетаний ☝.

Что же помогает нам достичь успеха помимо сочетания индивидуально-психологических качеств? Какие они - движущие силы академического успеха?

Поговорим об этом в следующей статье ⏬. А пока я с радостью ознакомлюсь с вашим мнением на этот счёт!

Движущие силы формирования академической продуктивности. Часть 2. Психические процессы.

Традиционно при организации урока мы учитываем психо-физиологические и возрастные особенности учеников, но в последнее время появляются интересные исследования в которых психические процессы также рассматриваются как фактор академической успешности. ☝

Так многие педагоги учитывают доминирующий путь восприятия ученика, при выборе форм и методов его обучения.

По ведущему каналу восприятия людей условно подразделяют на три группы:

1. Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения;

2. Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал;

3. Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через эмоционально-тактильный анализатор (осязание, обоняние, вкус, восприятие движений собственного тела с подключением эмоций).

В зарубежном научном сообществе выделяются стили обучения и различают два подхода к их делению.

В рамках первого подхода наряду со зрительной, аудиальной и кинестетической модальностями выделяется тактильная (осязательная), а во втором – чтение/письмо.

Ряд исследователей, рассматривавших проблему стилей обучения, выступают в пользу «гипотезы соответствия, главным тезисом которой является зависимость эффективности процесса обучения от согласования его теоретико-методических основ со стилем обучения учеников.

Так, например, приверженцы данной гипотезы считают что обучение аудиалов будет эффективнее при использовании средств, воздействующих на слуховую модальность.

На мой взгляд, доминирующий путь восприятия может рассматриваться как фактор, влияющий на эффективность образовательного процесса, при условии её диагностики и учета при построении индивидуального образовательного маршрута, ☝ но не может выступать в роли единственного принципа методики обучения.

На что же ещё мы можем опереться в поисках всё более комфортного, успешного и стабильного академического результата учеников? Об этом в следующей статье ⏬ , а пока с удовольствием узнаю ваше мнение на этот счет!

Движущие силы формирования академической продуктивности. Часть 3. Темперамент.

Ещё одним важным звеном академической успешности ☝ является темперамент школьника.

Существует особенности учеников с разными типами темперамента, безусловно влияющие на процесс обучения.

1️⃣ Холерик. Всё схватывает на лету, но быстро забывают усвоенный материал; предпочитают делать только то, что им интересно; легко приспосабливаются к новой учебной обстановке, но с трудом – к требованиям.

Для повышения академической продуктивности холериков необходима четкая организация занятия, на них хорошо влияет чередование различных видов деятельности, установление четких временных рамок. Холерики отзывчивы на поощрение проявлений терпения.

2️⃣ Сангвиник. Легко и быстро усваивает новое, как правило, имеют хорошую долговременную и кратковременную память и лёгкую адаптацию. Поэтому их обучение эффективнее проходит в быстром темпе и при условии высокой активности ученика; они могут справляться с одновременным выполнением нескольких заданий; хорошо реагируют на смену видов деятельности. Сангвиник любит публичную оценку, часто повышает планку требований, добиваясь устойчивости и результативности.

3️⃣ Флегматик. Спокойны, медлительны, не склонны к риску, долго адаптируются к новой учебной ситуации. Они медленно запоминают, при этом схватывая целое. ☝ Для таких учеников предпочтителен спокойный темп работы, необходим предварительный настрой, их не следует торопить и ограничивать во времени.

4️⃣ Меланхолик. Робкий, застенчивый, нерешительный, обидчивый, тревожный. К любому изменению образовательной среды адаптируется долго и с трудом. Учитывая это, педагог может предлагать меланхолику работу по шаблону. Для него важно подбадривание, создании ситуации успеха, важно поощрять старательность ученика, а неудачи отмечать деликатно.

Мы видим, что тип темперамента - это важный фактор продуктивности в учёбе ☝ и учёт данного фактора в организации учебного процесса позволяет существенно эту продуктивность повысить.

Учебная мотивация.

Мотивация в учебе - это система мотивов, которая эту самую учёбу инициирует, а также способы реагирования на трудности и неудачи, возникающие при обучении.

Исследования вопроса мотивации в учебы ведётся в нескольких направлениях:

1. ⏩ Изучение условий и факторов, влияющих на формирование учебной мотивации, ☝ а также функций, уровней и закономерностей её развития в процессе и под влиянием учебной деятельности.

2. ⏩ Рассматривание учебной мотивации, как познавательной активности, способствующей достижению успеха, анализу успехов и неудач, роли усилий и способностей в учебном процессе.

Современные представления о мотивации и её непосредственном влиянии на успех в обучении основаны на том, что эта успешность зависит не только от особенностей учебной мотивации, но и от личных целей. От настойчивости, адекватности оценки собственных способностей, восприятия собственных успехов и неудач и реагирования на них.

В исследованиях Сергея Дмитриевича Смирнова, пристально изучающего студентов, хорошо видно, что исходный уровень учебной активности - очень серьезный фактор успешности студента!

Им выявлена положительная взаимосвязь между активным действием в условиях учебной неопределенности и самодостаточностью, ☝ адекватной оценкой собственных академических возможностей и ощущением своей эффективности.

На основании данных выводов можно предположить, что учебные задачи с высокой поисковой активностью напрямую влияют на повышение академической самооценки!

Таким образом, проблемы, связанные с поддержанием и развитием у современных школьников и студентов познавательной активности и веры в ценность образования ⭐ играют важную роль в процессе повышения ⏫ их академической продуктивности.

Понимании мотивационной составляющей учебного процесса, могло бы оказать неоценимую помощь в повышении интереса к учению и вовлеченности школьников и студентов в учебную деятельность.

Как влияет тревожность на результативность образовательного процесса?

Сегодня мы с вами поговорим о тревожности школьников и студентов, а также о её влияние на обучение в целом. Рассмотрим данный феномен на примере математической тревожности.

В практике любого школьного учителя математики наверняка встречались обучающиеся, у которых даже простая перспектива занятия в области царицы наук вызывает чувства напряжения и страха.

В свою очередь студенты гуманитарных направлений склонны избегать любых ситуаций, связанных с решением математических задач. Эта проблема объединяет многих исследователей и преподавателей в поисках причины возникновения тревоги.

Математическая тревожность выражается в фобических реакциях, которые испытывают многие люди, когда находятся в ситуациях, требующих решения математических задач

Это определение указывают на то, что математическая тревога - это ситуация возбуждения, воспринимая как угроза самооценке, ☝ которая вызовет у человека негативное отношение к математике.

Существует ряд отечественных и зарубежных предположений о том, что математическая тревожность не зависит от общей академической тревожности, например на экзамене, а связана исключительно с вычислительными действиями.

Математическая тревога приводит к снижению математической успеваемости, независимо от объективных математических знаний.

Для многих детей негативное отношение к математике начинается ещё в дошкольном возрасте, потому как, зачастую, педагогическое внимание смещается от развития математического мышления детей к получению правильного ответа! ☝
Чрезмерное увеличение доли тестов и контрольных работ в процессе обучения также усиливает негативное отношение к математике.

Квалифицированный педагог всегда ищет новые педагогические приёмы, предполагающие активизацию познавательной деятельности ученика. Учитель направляет деятельность ученика с целью дальнейшего развития не только знаний в конкретной дисциплине, а развития личности в целом!

Выбирайте хороших педагогов для своих детей!

Размышления о самостоятельности

Самостоятельность - это залог успешной и счастливой жизни.
Мария Монтессори

Абсолютная несамостоятельность молодежи, которая так явно проявилась в период дистанционного обучения, ошеломила. Всех. Особенно родителей.
Сети затопило родительское отчаяние.
"Без учителей, тренеров, репетиторов мой ребенок ничего не делает", - пишет одна мама.
"А моя на дистанционке экран отключит и ложится досыпать", - жалуется другая...
"Что и требовалось доказать", - сказала бы им Мария Монтессори (если бы это случилось 100 лет назад).
Да. Все верно.
Воспитывать гармонично развитого ребенка - это отлично. Но еще важнее - воспитывать САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ЛИЧНОСТЬ.
И те взрослые, которые это поняли, сейчас уже не считают количество секций и баллов по тестам. Они начинают учить своих детей САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ.
Потому что только самостоятельная личность может сама себя вымуштровать и выучить. Без родительских понуканий и танцев с бубнами.
И меня как преподавателя это веяние радует. Потому что можно будет заняться конкретно математикой, а не деятельностью «а-ля математика с привкусом увлечения и развлечения».
И я также рад, что и к самой образовательной системе сейчас предъявляют новые требования.
Так, Павел Лукша, профессор Школы управления СКОЛКОВО, недавно подчеркнул, что задача существующей образовательной системы – как можно больше учеников перевести в позицию самостоятельности и самостоятельного выбора.
И поистине великолепна в этом отношении фраза Е.И.Смирнова: "Наша задача - через развитие привести ребенка к саморазвитию".
И ведь действительно: такие дети (а впоследствии – взрослые) будут чувствовать, что их жизнь принадлежит им. И они - хозяева своей жизни.
Жизнь, как часто говорят, - игра. И если ты сам не пишешь правила игры, их пишут для тебя другие.

И чтобы дети не были марионетками в чужих руках, нужно учить их быть самостоятельными. И, значит, счастливыми.

Изменение самого себя: как, когда и зачем?

Работай над собой.
Никто не становится хорошим человеком случайно.

Сенека

Работа над собой во все века считалась самой тяжелой и самой рентабельной - если человек хотел стать счастливым и успешным.

И сегодня эта проблема весьма актуальна. Не случайно тренинги по формированию успешности необычайно популярны.

Но если разобраться – то КАЖДЫЙ может стать «сам себе режиссёром» (в смысле – коучем-спасителем).

Достаточно лишь помнить главное: успешность приходит к тому, кто целенаправленно работает над изменением собственных черт характера и паттернов-шаблонов собственного поведения.

Это направление развития самостоятельности (его еще называют аутопсихологической компетенцией) – ничто иное, как готовность и способность человека к самосовершенствованию.

Согласитесь: никто не совершенен. И уже с подросткового периода (да-да, уже тогда!) мы начинаем понимать наши сильные и слабые стороны, наш характер и наши приоритеты.

Только одни смиряются со своими плохими чертами и плывут по течению.
А другие начинают исправлять свои недостатки и создавать самих себя. Ведь недаром еще древние китайцы говорили: «Самая большая победа - это победа над самим собой».

И главное здесь - КАЖДЫЙ ДЕНЬ стараться что-то делать на пути к улучшению себя, своих навыков, реакций, убеждений. Иногда это будет получаться. Иногда - нет. Но важно пробовать снова и снова! И тогда количество попыток обязательно перейдет в качество - в РЕЗУЛЬТАТ!

И скажу по личному опыту: нет ничего более захватывающего, чем делать себя лучше.
Изучение иностранного языка, наращивание мышечной массы, формирование привычки не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня... Вот только малый перечень того, что можно сделать для себя любимого– чтобы стать, по словам великого Сенеки, «хорошим человеком».
А с великими – лучше не спорить.

Игрушка «йойо», или Размышления об Интернете как мегафакторе социализации

Это ж какую трещину должна дать жизнь в самом начале, чтобы мальчик с именем Исаак Абрамович стал бульдозеристом?!
(еврейский анекдот)


Мы все - существа социальные.
И в подростковом периоде все мы «вливаемся» в социум.
Однако в последнее время социализация молодежи более нестабильна, длительна и часто - обратима. Мне очень нравится современный термин для этого процесса - "йойоизация".
Ведь действительно, сегодняшние подростки - как игрушки-маятники "йойо": их носит и качает, и крутит и вертит. Короче, "йойочит", давая такие сбои, что (как в анекдоте) из Исааков Абрамовичей получаются даже бульдозеристы.
Но как бы там ни было...молодежь все же социализируется.
В том числе - с помощью Интернета...
Той самой Сети, которая у многих (в первую очередь у родителей и педагогов старой закалки) ассоциируется с сетью паука-вампира, высасывающего из детей мозги и энергию.
Однако, несмотря на все эти страшилки, Сеть удовлетворяет главные потребности и желания молодежи: общаться и получать информацию.
Именно поэтому я считаю сеть Интернета МЕГАФАКТОРОМ социализации, который обладает величайшими достоинствами.

Во-первых, там – «ВСЁ для ВСЕХ». То есть все участники коммуникации в рамках каких угодно Интернет-сообществ могут общаться не глядя на время, территории и возможности.

Во-вторых, в Сети присутствует АНОНИМНОСТЬ. Это – феноменальный фактор, так как раскрывает неограниченный ресурс личности подростка для трансформации себя.

В-третьих, в Сети есть СВОБОДА. И это - ключевая ценность Интернет-сообществ. Пользователь СВОБОДЕН начиная с момента запуска компьютера или смартфона и до выхода из группы в социальной сети или в нежелании общаться.
Получается, что подростки в Сети свободны, анонимны и могут всё и везде! Они могут «делать себя», учиться жизни, решать (или создавать и решать) свои проблемы...

И главное: молодежь, которую реально «йойочит» с 12 до 17 лет, благодаря Интернету получила УНИКАЛЬНУЮ возможность все эти свои «йойо»-заскоки «фигачить» не на родных и учителей, а на таких же «собратьев по йойоизации».

Ну разве не великолепное решение проблемы кризиса переходного возраста?! А заодно – проблемы социализации?!

Интернет-игры... с идентичностью

Запомни, Изя! Плохая репутация – это
когда живешь не так, как хочется другим.
(еврейский анекдот)


Сеть - отличная возможность «сделать себя».
Не секрет, что каждый подросток хочет быть значимым человеком среди сверстников. И именно Интернет предоставляет ему возможность свободно конструировать свой индивидуальный образ. Заводя личную страницу на Фейсбуке или в Инстаграм, включаясь в обсуждения на различных форумах, подросток имеет возможность не только показать свои лучшие (или же – при желании – худшие) качества и стороны личности. Он в любой момент (!) может представить себя тем, кем он не является, а только хочет стать. И попробовать себя в этой роли.

Представляете, какая экономия времени, сил, а главное – нервов и самолюбия: не получилось стать циником - просто сменил ник и стал хоть «ботаником», хоть лириком! И подобные «игры с идентичностью» хороши не только для нейтрализации подростковых «заскоков-йойочиваний».
Подростковый период – это еще и ярко выраженная потребность утверждения в социуме. И перед любителями рисовать, петь или шить Интернет открывает уникальную возможность публиковать собственные работы в сети. Выложенные на страницах в соцсетях фотографии, видеоролики, аудиозаписи, творческие работы (рисунки, стихи и подобное) дают молодым талантам возможность заявить о своих интересах, получить оценку своих работ, похвалы, поощрение за свои достижения.
Это уже не родительско-учительское «Лучше бы уроки делал, чем каракули малевал»! Это подростковая заявка на самобытность, самостоятельность и самореализацию. Именно поэтому Интернет - это фактически тренировочная площадка как для социализации, так и для самоидентификации.

Хочешь стать лидером? – Стань!

- Мама, а кто такой Маркс?
- Маркс — это такой экономист.
- Как наш дядя Изя?
- Нет. Наш дядя Изя - СТАРШИЙ экономист.
(еврейский анекдот)


Сеть Интернета – это не просто место для знакомства, общения и самопрезентации. Это еще и великолепная возможность тренировки и «прокачки» своих лидерских качеств.

Феномен лидерства в Интернет-пространстве уже достаточно длительное время интересует ученых. Дело в том, что в виртуальном пространстве механизмы реализации лидерства специфичны и уникальны.

Во-первых, такое лидерство, понятное дело, неформально.
В лидеры выходят те, чьи блоги, страницы и каналы наиболее читаемы и посещаемы. Лидерами также могут стать и те, кто имеет большое количество «друзей» и «подписчиков» в социальных сетях.

Во-вторых, в киберпространстве лидером может стать порой тот, кто в реальной жизни лишен соответствующих перспектив.
И вот именно в этом кроется уникальная возможность для ЛЮБОГО подростка сделать «большой прыжок» в новую жизнь. Не нужны ни родительские деньги, ни связи, ни окружение. Достаточно лишь собственное желание складывать в себе пазлы успеха из основных лидерских качеств, «проектировать» самого себя, а затем в реальной жизни «прокачивать» спроектированные лидерские черты и качества.

И тогда у любого подростка появится возможность стать, как в анекдоте, не просто обычным экономистом, а «старшим экономистом».

Родители… на баррикадах?

- Фирочка, запомни: друзья всегда придут к тебе на выручку!
Причем чем больше выручка, тем больше друзей прибежит!
(еврейский анекдот)


Почему-то очень многие родители не любят Интернет. В смысле, сами-то они им пользуются. Но когда видят своих детей перед экранами, происходят метаморфозы: взрослые начинают ругаться.

Однако в наши дни запрещать подрастающему поколению пользоваться Интернетом не просто бессмысленно, но и вредно.
Вредно – по одной простой причине: общаясь (и в Интернете – в первую очередь), ребенок социализируется! Он проигрывает свое поведение, свои желания, свои мечты. Просто раньше это происходило в реальном мире, а сейчас – в виртуальном. Общаясь в Одноклассниках, В контакте, в Фейсбуке или Инстаграм, подросток усваивает образцы поведения, культурные нормы и ценности множества сетевых сообществ... и выбирает СВОЕ. Виртуальные собеседники также позволяют испытать разнообразные чувства и настроения, обогащая жизненный опыт ребенка, раздвигая границы его мировидения.

У современных детей есть реальная возможность не прыгать через реально мчащиеся поезда или с крыш гаражей, доказывая свою «крутизну». Он может сидеть у родителей перед глазами, целый-невредимый. И «тупить» или «рулить»- всего лишь нажимая кнопки.
Ну не это ли - мечта родителей?!
И поэтому главная задача взрослых – принять эту форму социализации.
И родительская обязанность сегодня – не рыскать по гаражам или (не дай Бог) больницам, а просто в конце дня - выслушивать ребенка и помогать ему общаться и защищаться – только уже в виртуальном мире.
Научившись в виртуале отличать плохих людей от хороших, настоящих друзей от тех, кто приходит, как в анекдоте, «за выручкой», подросток и в реальной жизни будет уже «подкован на все сто», и не побежит за гаражи или в дурную компанию.

Поэтому родителям уже стоит стать на ту сторону баррикады, где стоит (вернее, сидит) их ребенок.
Связаться со мной:
Telegram
Viber
VK
Skype
Mail
Phone
WhatsApp